«Деньги правят миром» — высказывание которое вот уже несколько десятилетий будоражит умы не только мировых экспертов, но и простых обывателей. Кто же эти люди, которые обладают колоссальным состоянием? Как они пришли к этому и в чем их секрет?

«Деньги любят тишину» — еще одно высказывание из мира финансов, которое будет своеобразным ответом на заголовок данной статьи. Имена богатейших людей планеты всегда окутаны ореолом тайны и люди всегда узнают о них ровно то, что им положено знать.

В этой статье речь пойдет о людях, которые находились в авангарде мировой экономики два последних столетия и чьи имена теперь олицетворяются с процветанием, успехом и властью.

Ротшильды

Амшель Майер и Натан Майер Ротшильды

Одна из самых известных династий, начавшая свой путь на вершину финансового Олимпа в 1764 году. В этом году Майер Амшель Ротшильд, выходец из еврейской семьи, продолжил дело своего отца. Главным увлечением молодого Ротшильда, стало изучение монет и их обмен. Именно это «хобби» помогло ему познакомиться, а в дальнейшем и стать придворным банкиром Вильгельма IX. Управляя финансами монарха, Майер Амшель не только приумножил их, но и основательно поправил свое финансовое положение.

Пятеро сыновей Майера Амшеля основали банки в самых крупных городах Европы — Лондоне, Париже, Неаполе, Вене и Франкфурте-на-Майне. Семейный бизнес приносил солидный доход и постепенно Ротшильды становились заметными фигурами не только в мире финансов, но и политике. Во время войны с Наполеоном, семья не раз оказывала услуги правительству Англии. Давались ссуды для обеспечения армии, выпускались облигации и даже была оказана помощь в перемещении золота, через воюющую Европу, что в дальнейшем привело к победе в битве при Вотерлоо.

Поместье Ротшильдов — Уоддесдон

Оказание разного рода услуг правительству, раскрыло многие двери и возможности перед Ротшильдами. Главным источником доходов стали, торговля золотом, инвестиции и финансирование. Кроме банковской отросли, осуществлялось финансирование строительства железных дорог во Франции и Бельгии, горнодобывающих предприятий, строительство Суэцкого канала.

Следующие поколения династии Ротшильдов продолжили традиции семьи, занимаясь финансовой деятельностью. Кроме этого семья владела самой обширной коллекцией предметов искусства и антиквариата, часть которого была разграблена во время Второй мировой войны, а часть пожертвована музеям. Роскошная недвижимость и виноделье, вот еще одни из тех сфер где преуспели Ротшильды. Замки и загородные поместья, виноградники и винодельческое хозяйство — все это тоже входит в сферу интересов семьи.

Девиз семьи Ротшильдов — «Concordia, Integritas, Industria» (Согласие, Честность, Трудолюбие). Именно преданность семье и делу привело их на вершину успеха и сделало самой известной династией с мировым именем.

Рокфеллеры

Джон Дэвисон Рокфеллер

Рокфеллеры — одна из самых богатых и влиятельных семей США, фамилия которых стала именем нарицательным, означающим, успех и процветание. Начало коммерческой деятельности именитой династии было за Джоном Дэвисоном Рокфеллером, родившимся 8 июля 1839 года в деревушке Ричфорд, штат Нью-Йорк, США.

Отец Джона был странствующим торговцем и еще с раннего детства объяснял молодому Рокфеллеру, как нужно вести дела, торговать и покупать. Возможно это и стало фундаментом для будущей империи. Так уже к семи годам Джон Дэвисон выкармливал индюшек на продажу и копал картофель для соседей, а заработанные деньги бережно откладывал в копилку.

К 16 годам Джон Дэвисон заканчивает школу и осваивает трехмесячные курсы по бухгалтерии. После переезда семьи в Кливленд в 1853 году, он устраивается на работу ассистентом бухгалтера в фирму Hewitt & Tuttle. Это была единственная работа по найму за всю жизнь для Джона Рокфеллера, и уже в 1857 он становится младшим партнером компании «Кларк и Рочестер». Компания занималась торговлей мяса, зерна и прочих товаров первой необходимости. С началом гражданской войны в США, компания осуществляла обеспечение армии продовольствием, что принесло не малую прибыль.

Купон Standard Oil (1887 год)

В 1870 году было основано главное детище будущего миллиардера — компания «Standard Oil». Занимаясь поиском и добычей нефти, Джон Рокфеллер постепенно скупал более мелкие фирмы и к 1880 году контролировал 95 % добычи нефти в США. Часто Джон Дэвисон жестко обходился со своими конкурентами, договариваясь с железнодорожными компаниями о снижении цены на доставку нефти. Тем самым Рокфеллер ставил другие фирмы перед выбором, либо присоединиться к нему, либо прекратить существование. В 1911 году из-за закона о монополии, компания «Standard Oil» была разделена на 34 более мелкие части.

Джон Дэвисон Рокфеллер с сыном Джоном-младшим

В 1897 году, к делу отца присоединился единственный сын Рокфеллера — Джон Дэвисон младший. Он занял пост директора компании, но в связи со скандалами о взятках, покинул этот пост в 1910 году и занялся филантропией.

Рокфеллер — старший всегда был сугубо верующим человеком и с ранних лет жертвовал часть своих доходов церкви. Постепенно отойдя от дел в компании в начале XX века Джон Дэвис спонсировал постройку Чикагского университета и Медицинского института имени Рокфеллера. В 1913 году вместе с сыном организовал «фонд Рокфеллера» который существует до сих пор. Джон Дэвисон — младший, помимо филонтропии занимался и недвижимостью. Главными его достижениями в этой сфере стали, строительство «Рокфеллер центра» в Нью-Йорке и передача земли под здание ООН.

Внуки Рокфеллера-старшего, так же были заметными персонами в общественной жизни США. Джона Нельсон был губернатором штата Нью-Йорк на четыре срока и вице-президентом США при Джеральде Форде. Уинтроп Рокфеллер, начав с простого рабочего, в итоге стал губернатором штата Арканзас. Дэвид Рокфеллер председатель правления «Chase Manhattan Bank», который стал первым банком получившим лицензию в СССР.

Дэвид Рокфеллер

Джон Дэвисон Рокфеллер — первый в мире долларовый миллиардер и богатейший человек в современной истории США да и всего мира. По оценке журнала «Forbes» с учетом инфляции на 2007 год состояние семьи Рокфеллеров составляло бы 318 миллиардов долларов США.

Морганы

Наиболее ярким представителем этой семьи является Джон Пирпонт Морган — американский банкир, финансист и промышленный магнат. В отличие от Рокфеллера, Морган имел состоятельного отца, благодаря которому получил образование в Геттингенском университете в Германии и начал свой путь в мир финансов.

Джон Пирпонт Морган

Карьера Моргана началась в 1857 г. с должности младшего бухгалтера банковской конторы «Дункан, Шерман и К°», и уже в те годы проявились главные черты характера будущего магната — рассчетливость, склонность к риску и железная хватка. В 1860-е годы Морган учавствовал в двух весьма неприятных спекуляциях по продаже оружия армии и перепродаже золота. Это привело к расследованию комиссией Конгресса, но благодаря связям наказания не последовало.

В 1871 году было основано инвестиционное банковское учреждение J.P. Morgan & Co — ставшее в последствии крупнейшим банком мира.  Основным направлением работы J.P. Morgan & Co стали железные дороги. Морган занимался инвестированием и спонсированием строительства железных дорог, а в ряде нескольких случаев и управлением компаниями. В итоге около шестой части железных дорого было под контролем Моргана и его банка.

В сферу интересов J.P. Morgan & Co входили электроэнергетика и металлургия. Усилиями Джона Пирпонта, принадлежавшая ему Edison Electric слилась с Thomson & Huston, в результате чего образовался всемирно известный гигант General Electric. В 1901 году был создан трест U. S. Steel, в состав которого вошли крупнейшие металлургические компании страны, в том числе Carnegie Steel Company и Lake Superior Consolidated Iron Mines, принадлежавшие Карнеги и Рокфеллеру.

«Детище» Д. П. Моргана

К началу XX века, Джон Пирпонт Морган считался самым влиятельным банкиром в США. Кроме руководства собственными компаниями, Морган принимал участие в решении многих проблем. К нему обращались не только компании, попавшие в затруднительное положение, но и правительство. Считается, что Морган помог США выбраться из разразившегося в 1907 году финансового кризиса, консультируя и правительство и банкиров.

Кроме финансового мира, Джон Пирпонт Морган, посвятил себя филантропии и жертвовал не только деньги, но и различные произведения искусства из собственной коллекции. Морган пополнял коллекцию «Метрополитен-музея» в Нью-Йорке, спонсировал исследования медицинских институтов, выделял средства для церкви.

И несмотря на то, что он был не так богат, как Рокфеллер или Карнеги, его мнение в то время было безоговорочным. Вся империя Моргана перешла к его сыну — Джону Пирпонту Моргану младшему, который к сожалению не имел такой же деловой хватки, как его отец. Но он сумел сохранить то, чего добился отец и J.P. Morgan & Co до сих пор имеет большое влияние не только в мире финансов, но и во многих других отраслях.

Вандербильты

История богатства этой семьи начинается с Корнелиуса Вандербильта, родившегося в 1794 году в Статен-Айленд, Нью-Йорк, США в семье фермера с голландским происхождением. Отец Корнелиуса кроме фермерского хозяйства занимался перевозкой людей в порту Нью-Йорка, с чего в последствии и начал свою карьеру юный Вандербильт.

Корнелиус Вандербильт

В 11 лет Вандербильт бросил школу едва выучившись писать, так как считал, что это лишняя и бесполезная трата времени. А в 16 лет Корнелиус заявил матери, что собирается уйти служить на флот. Но мать предложила ему сделку — обработать участок земли, а за это он получит в долг 100 долларов для приобретения собственной лодки. Сделка состоялась и Вандербильт занялся перевозкой людей и перепродажей товаров из Статен-Айленда в Нью-Йорк. За несколько лет усердной работы он не только отдал долг матери, но увеличил семейный капитал на 1000 долларов и приобрел дополнительные баржи для своего бизнеса.

В 1912 году в разгар англо-американской войны Вандербильт выиграл тендер на поставку провизии для армии США, которая была заблокирована в Нью-Йорке. В 1918 году, Корнелиус заинтересовавшись пароходством, передает все дела управляющему, а сам устраивается на работу к Томасу Гиббонсу. В дальнейшем они будут вести дела совместно до 1830 года, когда Вандербильт откроет в Нью-Йорке свою пароходную компанию.

Компания Корнелиуса процветала за счет постоянно увеличивающегося флота пароходов. Успех приносило еще и то, что Вандербильт не скупился на постройку качественных судов, а так же хорошую зарплату экипажу. С конкурентами он разбирался безжалостно и жестко, снижая цены, вплоть до бесплатных перевозок и дальнейшего захвата компании. С началом «Золотой лихорадки» в 1848 году, Вандербильт прилично увеличил свой капитал за счет перевозок старателей и грузов для добычи золота. А в середине 1850 — х годов его компания занялась и трансатлантическими перевозками, где несмотря на жесткую конкуренцию, Вандербильт тоже преуспел.

Параллельно с пароходством Вандербильт строил свою железнодорожную империю, которая в последствии стало крупнейшей в стране. Как и в судоходном бизнесе, здесь тоже шла жесткая конкуренция. Вандербильт скупал акции компаний и вел безжалостную войну с конкурентами. В ход шли любые доступные методы от нападения на поезда до разбирательств в суде.

Уильям Генри Вандербильт

Несмотря на свое колоссальное состояние Корнелиус Вандербильт так и не стал «своим» в высшем обществе, так как был необразован, груб, часто курил и скверно словил в присутствии дам. К тому же в высшем обществе было много тех кого он вытеснил в ходе борьбы за доминирование в железнодорожном и судоходном бизнесах.

У Вандербильта было 13 детей, но из трех сыновей способным продолжить дело отца оказался только Уильям Генри Вандербильт. Корнелиус Вандербильт умер в 1877 году в статусе самого богатого человека в мире, оставив большую часть завещания Уильяму. Сын удвоил состояние которое, заработал отец, но прожил лишь на 8 лет дольше отца. К сожалению следующие поколения Вандербильтов не имели такой деловой хватки и состояние семьи разделенное на множество частей постепенно растаяло.

Карнеги

Эндрю Карнеги — миллионер, сталепромышленник, филантроп родился 25 ноября 1835 года в семье ткачей в городе Данфермлин, Шотландия. Семья жила небогато в одной комнате, которая служила и спальней и гостиной одновременно. В 1848 году в поисках лучшей жизни семья Карнеги переезжает в город Аллегейни, штат Пенсильвания в США.

Эндрю Карнеги

В 13 лет Эндрю устраивается на ткацкую фабрику смотрителем бобин с зарплатой 1.2 доллара в неделю. Затем его пригласили работать смотрителем котлов и кочегаром на другой фабрике, где работа была сложнее, но платили уже 2 доллара в неделю. В 1850 году Карнеги становится рассыльным в Питтсбургской телеграфной компании, а затем оператором связи. Благодаря усердию и постоянному самообучению Эндрю в 18 лет становится начальником телеграфного отдела.

Определяющим событием в жизни будущего миллионера стало знакомство с  Томасом Скоттом, заведующим Питтсбургским отделением Пенсильванской железной дороги, у которого Карнеги стал работать телеграфистом и помощником. Здесь Эндрю окунулся в мир железных дорог и проявил большой интерес к данной отрасли. Именно Скотт дал первые советы Карнеги, о том куда вложить деньги и какие акции стоит покупать. Во время гражданской войны Карнеги руководит перевозками для армии Севера, что дает ему возможность общаться с первыми людьми государства, в том числе с президентом Линкольном.

Во время работы на железной дороге Карнеги оценил будущее стальных конструкций и решил заняться металлургией. В 1862 году вместе с партнерами он открыл Keystone Bridge Company, компанию по производству мостов. В изготовлении конструкций мостов Карнеги начал использовать сталь, что в то время было большой новинкой, в связи с чем Эндрю часто приходилось доказывать заказчикам преимущества его компании. В связи с необходимостью обеспечивать производство материалами Карнеги в 1865 году открывает металлургическую компанию Union Iron Mills.

Мост «Идс», Сент-Луис

В начале 1870 — х Карнеги создает Carnegie, McCandles & Company компанию по производству стали. И усиленно занимается приобретением сталелитейных компаний и рудников по стране. В 1889 году все его предприятия и компании были объединены в одну — Carnegie Steel Company, ставшей крупнейшим в мире производителем стали, чугуна и кокса.

«Карнеги-холл», Нью-Йорк

В 1901 году Эндрю Карнеги продал свою компанию Джону Пирпонту Моргану за 480 миллионов долларов и стал на тот момент самым богатым человеком в мире. Но выйдя на заслуженный отдых Карнеги занялся благотворительностью и отдал на нее около 90% своего состояния. Эндрю спонсировал строительство университетов в Питтсбурге и Вашингтоне, на его деньги было построено около 3000 библиотек в нескольких странах мира, знаменитый Карнеги-холл в Нью-Йорке, был создан Пенсионный фонд учителей и фонд в защиту Мира.

Форд

«Отец автомобильной промышленности» — так звали Генри Форда. Родился Генри 30 июля 1863 года на ферме неподалеку от городка Дирборн, штат Мичиган. Родители Форда были фермерами и семья жила в достатке. Отец всегда видел Джона в роли фермера и своего приемника, но уже с ранних лет будущий магнат проявлял интерес к технике и совсем не желал становиться фермером.

Генри Форд

К 12-ти годам, Форд соорудил небольшую мастерскую в которой постоянно что-то конструировал. В 13 лет отец подарил ему часы, которые Генри разобрал и собрал, изучая механизм. В дальнейшем, он даже был близок к тому, чтобы заняться часовым делом, но решил продолжить свои эксперименты с будущим автомобилем.

В 16 лет несмотря на неодобрение родителей Генри уехал в Детройт и стал учеником в механической мастерской Дрейдока. Отучившись четыре года, Форд возвращается к отцу и соглашается остаться на ферме и заняться хозяйством, при этом он не бросает своих конструкторских экспериментов. Вскоре Генри женится на Кларе Брайант – дочери местного фермера и в 1891 году семья переезжает в Детройт, где Форд работает инженером в компании Edison Electric Illuminating Company.

Работая в компании знаменитого Томаса Эдисона, Генри Форд не переставал усердно трудиться над своим будущим первым автомобилем. Все это не очень нравилось руководству компании и в дальнейшем Генри пришлось уйти и заняться собственным бизнесом. В 1893 году Форд собрал свой первый автомобиль, который по мнению окружающих был шумным, непонятным и многих просто пугал, но для Генри это было первое воплощение его мечты и стараний.

«Quadricycle» — первый автомобиль Генри Форда, 1893г.

В 1903 году Генри Форд создает свою компанию «Форд мотор» и начинает выпуск автомобиля «Форд А». Для развития производства Форд постоянно применяет инновации и старается сделать труд рабочих более комфортным и хорошо оплачиваемым. Главный успех пришел к компании в 1908 году с выпуском модели «Форд Т», которую Генри хотел видеть, как универсальную, общедоступную и надежную. С 1910 года автомобили марки «Форд» продавались уже во многих странах мира, а самые крупные поставки были для Англии, где «Форд Т» использовалась в качестве такси.

«Ford Model T» — первый успех Генри Форда

В 1913 году Форд на своих заводах запустил конвейер, который не только значительно ускорил процесс сборки, но и помог более качественно организовать рабочий процесс. Следующим важным шагом было запустить полный цикл производства, для чего приобретались шахты и производство собственного металла. В 1917 году во время участия США в войне, на заводах Форда производились различные изделия для обеспечения национальной армии.

С 1919 года Генри Форд передает управление компанией своему единственному ребенку — Эдселю Форду, который скончался в 1943 году. Генри Форд снова вернулся к управлению компании, но уже был не в состоянии вести постоянную жесткую борьбу с конкурентами и в 1945 году он передал бразды правления своему внуку Генри Форду II. В дальнейшем несмотря на ряд определенных трудностей и высокую конкуренцию, компания Форд постоянно являлась одним из крупнейших производителей автомобилей в мире.

Дюпоны

Семья Дюпонов прибыла в США 1 января 1800 года, тем самым начав самый важный путь в истории своей семьи. Глава семьи Пьер Сэмюэль Дюпон де Немур (в последствии просто Дюпон), вынужден был бежать из Франции в связи с приходом нового правительства, с которым он кардинально расходился во взглядах по политическим вопросам. В США его тепло встретил будущий президент США Томас Джефферсон, который восхищался трудами представителя французского экономического течения, коим являлся Пьер Дюпон.

Пьер Сэмюэль Дюпон де Немур

В 1802 году младший сын Дюпона Элетер Ирене, при поддержке Джефферсона, строит пороховой завод в окрестностях Уилмингтона, штат Дэлавер, где обосновалась семья по прибытии в США. Благодаря тому, что Дюпоны производили качественный порох, их бизнес в течение следующих десятилетий становился все больше. Порох использовался не только для военных действий, но и при строительстве дорог, тоннелей и шахт, где производились подрывные работы.

В 1850 году к управлению бизнесом приходит Генри Дюпон, сын Элетера Ирене. Генри руководил фирмой до 1889 года и за этот период из небольшого предприятия она превратилась в производство, которое обеспечивало порохом всю страну. Было начато производство динамита, скупались фирмы конкурентов и даже велась «война» с Рокфеллером, который также пожелал заняться этим бизнесом. За время гражданской войны, Дюпоны продали федеральному правительству около 4 миллионов фунтов пороха, из-за чего пришлось сократить количество поставок для гражданских нужд. Этим не применули воспользоваться конкуренты и Генри пришлось вести сложные переговоры с угрозами, чтобы восстановить паритет в этом направлении.

В начале XX века, дела фирмы слегка пошатнулись в связи с обвинениями в монополизации производства и внутрисемейными конфликтами. К этому времени Дюпоны начали осваивать лакокрасочное производство и в перспективе было заняться выпуском изделий из пластмассы, которая начинала становиться очень популярной. С 1915 года фирма начала скупать акции «General Motors» и «US Rubber Company», таким образом войдя на рынок автомобилей и резины. Все это было не по нраву правительству и Дюпонам часто приходилось вступать различного рода конфликты, отстаивая свои интересы.

«Du Pont» — современное производство

Стоит отметить, что Дюпоны в отличии от других династий с мировым именем, не только не растеряли капитал, но и постепенно его приумножали и делают это до сих пор. Фирма — лидер в области химической промышленности и занимается выпуском пластмассы, полиэтилена, полимеров, химикатов для сельского хозяйства, полистирола и электронных компонентов.

Так кто же правит деньгами?

Похоже деньги любят людей целеустремленных, настойчивых и предприимчивых. Почти все основатели выше перечисленных семей, имели эти качества. Часто приходилось вести жесткую и бескомпромиссную войну с конкурентами и забывать о каких либо моральных принципах. По сути дела, деньги просто следят и ждут, кто же одержит верх в этом противостоянии и дальше идут вместе с победителем.

Деньги служат тем кто умеет их и зарабатывать и расставаться с ними. Многие семьи достигнув финансовой независимости, осознанно занимались филантропией и благотворительностью. Видимо, достигая вершины, приходит осознание того, что нужно остановиться и увидеть остальной мир сквозь призму финансов, богатства и успеха.